Хэлка Ровенион (rovenion) wrote,
Хэлка Ровенион
rovenion

"Охота на Мессию"

ohota_na_messiy прошла на одном дыхании.
Я сыграла:
- отца лжемессии take_tons,
- отца богохульницы heithell,
- председателя (наси) Синедриона,
- видного фарисея,
- популяризатора молитвы "Кадиш",
- мудрого равви.
Куда ни кинь, в общем, попадёшь в гейм-фокус. И мне, кажется, надо ещё немного отвратительно пошутковать ("распятие - это инсталляция или перформанс?"), чтобы начать писать серьёзный отчёт.

Ладно, пусть будет история из серии "как это было на самом деле"

В доме Шауля (Саула) Бар Толомая обязанности распределялись так: жена azraphel_ пекла лепёшки на продажу, а он читал ей из Писания. Под Песнь Песней лепёшки малость подгорели, так что в следующий раз начал Шауль с псалма 90-го.
И только дочитал псалом - видит, стоит перед ним Шимон (Симон) bronweg из Галилеи, тот, который пришёл про своего учителя рассказывать. И говорит: вставай, Шауль! Нужен ты своему городу. А жена Шауля говорит: так и мне нужен.
Но Шауль пошёл с Шимоном просить за разрушителей языческого капища, которых приговорили к распятию. И стоял на коленях перед Пилатом, как дурак, и думал, что перед женой виноват очень.

А вот как Шимон про то же рассказывает:
вижу я, сидит равви, глаза сверкают, читает девяностый псалом, а перед ним два меча (ну правда, хранились мечи в доме Шауля - у печи хлебопекарной, а где им лежать ещё?) Ну, думаю, с ума сошёл равви, дурное замыслил, так надо спасать! Я и позвал его на коленях стоять.


Хочу зафиксировать то, что мне кажется важным в применении к этой игре и вообще.
1. Благолепие опасно
Есть некоторое общее представление, что в религию (любую) на играх надо играть очень благолепно и торжественно. То есть может человек переживать какие-то важные события внутри себя, но что касается молитв и богослужений - всё должно быть серьёзно и сложно.
А мне хотелось веры неистовой. Понимаете, Давид пляшет в короткой рубашке, грязные браманы остервенело кидают в огонь рис, юные еврейки воздевают руки у Стены Плача, и втолковывают что-то важное небесам. Вот этого мне хотелось и хочется.
"Слушай, Израиль" - прекрасна в первых двух строках, но постоянно читать техзадание на кисти, которыми надлежит украшать одежду, довольно уныло. Так что в любой непонятной ситуации Шаул читал кадиш, вкладывая в него всю свою ярость, слёзы, радость и гнев.
Вот один из вариантов перевода:
Да возвысится и освятится Его великое имя.
В мире, сотворенном по воле Его; и да установит Он царскую власть Свою;
и да взрастит Он спасение; и да приблизит Он приход мошиаха Своего
— при жизни вашей, в дни ваши и при жизни
всего дома Израиля, вскорости, в ближайшее время, и скажем: Амен!
Да будет великое имя Его благословенно вечно, во веки веков!
Да будет благословляемои восхваляемо, и прославляемо, и возвеличиваемо, и превозносимо,
и почитаемо, и величаемо, и воспеваемо Имя Святого,
благословен Он, превыше всех благословений
и песнопений, восхвалений и утешительных слов, произносимых в мире,
и скажем:Амен!
Да будут дарованы с небес
прочный мир и счастливая жизнь нам и всему Израилю, и скажем: Амен!
Устанавливающий мир в своих высотах, Он пошлет мир
нам и всему Израилю, и скажем: Амен!


Для меня лично это важный текст, я читала его на могиле своего деда, он вдохновлял "Пуримшпиль", а Сол (Саул, конечно, Саул) Беренсон в "Родине" читал его по своим погибшим коллегам. Кадиш про то, что ты славишь Бога всегда. Особенно кошмарно это в погребальной церемонии. Впрочем, 136 псалом ("аще забуду тебе, Иерусалиме, да прильпнет…") ужасен в еврейской свадебной церемонии, но читают же. Еврейская религиозная традиция увлекает именно этими оксюморонами.

2. Модерация благотворна.
У нас получился суперстремительный Синедрион. Горжусь, что решение по четырём вопросам (в том числе осуждение сына Шаула Натаниэля!) мы приняли за 10 минут со всем обсуждением и заслушиванием свидетелей. Это прямо круто. Констатирую уход эпохи светлых советов - все решения Синедриона были востребованы, на игру влияли сильно, события накаляли. Пилат askold_sa - королева полигона и прекрасен во всём. Его суды и решения были просто заглядение, кинематограф сплошной.

3. Разговор есть событие.
Перед игрой я перечитала Евангелие от Матфея и совершенно новыми (фарисейскими, конечно) глазами на него посмотрела. Задача фарисея в эпоху лжемессий - собственно, испытывать каждого. Мы очень много друг другу задавали вопросов, и местами это отлично разворачивало сюжет.
Сидят в доме Гамлиэля люди, и женщина tailami, которая некогда отпала от народа, полюбив римлянина, рассказывает, как она пыталась выстроить храм в своём сердце - так ей советовали учителя-эллины. Но радость, которую она испытывала ранее, приходя в настоящий Храм с жертвами, не приходила в её сердце, - и она долго очищалась от своего греха и вернулась в народ.
И говорит ей Шаул Бар-Толомай: благословенно твоё свидетельство, но что же будешь ты делать теперь в народе? Ведь ты не девица, не вдова и не разведённая по обычаю, и кто возьмёт тебя в жёны? И один из юношей сказал - возьму я! и так стало.

Это такой прекрасный способ сказать другому игроку: ты есть, ты важен мне, давай сплетём свои истории - подойти к нему и задавать вопросы о самом главном. Правила по диспутам хорошо подсветили этот фокус игры. С разговора начинается действие, потому что за брошенным словом следует отцовское проклятие, которое сбывается - находится рука с мечом, испытывающая проклятого. И толпа закрывает телами того, чьи слова ей по сердцу. Ух. Наконец-то, наконец то мы осмелились взять за первоисточник краеугольный сюжет культуры. Так это прекрасно.

Постскриптум.
По-прежнему работает правило: играй в том, во что тебе интересно, а во что неинтересно, в то не играй.
Ключевой момент игры - в дом Шаула возвращается Натаниэль take_tons, надевает богатую одежду, препоясывается золотым поясом, берёт меч и возвещает, что он мошиах, и всех ведёт против римлян.
И в голове проносится мысль - вот, сбываются все упования персонажа, можно играть сюжет "мой сын мошиах, я всегда в это верил в душе, пойду за ним теперь куда угодно".
Но такой уж он классный, этот сюжет?
Конечно, да! Но ведь сюжет про то, как отец любимого сына осуждает, проклинает, теряет гораздо ветхозаветнее и круче! Саул и Ионафан, Давид и Авессалом, Аарон и Надав с Авиудом - то, что надо. И вот Шаул признаёт Натаниэля лжемессией, проклинает, изгоняет из дома, пророчествует: в нашу следующую встречу ты будешь судить меня, если и впрямь мессия, или я буду стоять над твоим мёртвым телом. И так стало, потому что один храбрый юноша lionkingst91 решил своей рукой исполнить пророчество.
Tags: Мои Ролевые Игры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments